Загрузка...

Здание николаевского кинотеатра "Родина" называли "красным домом"

Здание николаевского кинотеатра "Родина" называли "красным домом"

“Родине” уже больше 50 лет. У самого старого из современных кинотеатров богатая история, которая начинается задолго до 1963 года, когда открылся большой экран.

Она берет свое начало с 1913-го, прозвища “красный дом” и фамилии Лебедев. За свои полвека один из лучших кинотеатров в республике несколько раз переживал периоды заката, но вскоре упорно возрождался. Чем сейчас живет “Родина”, как изменился ее репертуар и каково состояние здания, которому почти 100 лет?

В “Новой николаевской газете” В. Никитин подробно описывал историю строительства здания, которое в народе прозвали “красный дом”. Сделанное из высококачественного красного кирпича, с 1913 года до конца 50-х годов здание простояло недостроенным.

Жители центра города старались обходить его стороной, детей пугали рассказами о криминальных персонажах, скрывавшихся в подземельях, когда же милиция устраивала здесь облавы и подозреваемые в очередной раз растворялись в руинах, легенды о “красном доме” пополнялись новыми подробностями.

Учитывая необходимость появления нового театрального здания, более современного, чем уже имевшийся театр Шеффера, дом на улице Московской, между Спасской и Большой Морской, весной 1911 года начал строить гастролировавший в Николаеве актер, режиссер и антрепренер Н.Д. Лебедев. Закончить строительство он намеревался уже через год, но амбициозным планам не суждено было сбыться. По крайней мере, так скоро.

Поскольку собственных средств Лебедеву хватило лишь на возведение стен предполагаемого театра, он попросил взаймы у Кредитного банка и получил 1 700 000 рублей. Работы сдвинулись с мертвой точки, до завершения строительства оставалось менее полугода, как вдруг руководство банка задержала полиция, предъявив обвинение: хищение государственных средств в особо крупных размерах.

Постепенно право на завершение строительства здания перешло к Кредитному банку, он решил продать недвижимость, но покупателей в преддверии Первой мировой войны, а затем и Великой Октябрьской революции, не нашлось. Так и простоял недострой более полувека.

“Вдохнула жизнь” в руины уже советская власть. К 1963 году, когда начала свою работу украинская киностудия “Родина”, в городе действовало немало кинотеатров. Это кинотеатр “Сталинец” (на ул. Малой Морской, между Никольской и Спасской, до независимости Украины он дожил в качестве летнего кинотеатра), “Победа” (на месте нынешнего Каштанового сквера), “Пионер” (пересечение ул. Лягина и Адмирала Макарова), кинотеатр имени Горького (ул. Чкалова, между 5-й и 6-й Слободскими), “Хроника” (на Советской и Спасской), небольшой кинотеатр возле завода “Экватор”, “Октябрь” (пр. Ленина и Декабристов), кинотеатр имени Ильича (адмирала Макарова, Советская), работали киноустановки в домах культуры. Позже появился новый “Пионер”, а также “Юность”, “Искра” и “Родина”.

В старых кинотеатрах и аппаратура была старой. Если фильм показывали в нескольких кинотеатрах в один день, то киноленты оперативно доставляли из одного зала в другой на подводе, велосипедом или просто бегом.

Отметим, что после Великой Отечественной войны достать билет в кассе кинотеатра было практически невозможно, поэтому николаевцы обращались к перекупщикам, которые скупали билеты оптом и перепродавали их втридорога.

А вот когда война только закончилась, пишет краевед Евгений Односумов в газете “Николаевские новости”, в центральном тогда кинотеатре имени Ильича в ночь с 9 на 10 мая 1945 года без перерыва крутили бесплатное кино. Радости не было предела, а пацанам – особенно.

Сейчас удивительно слышать, что вместо нынешней 15-минутной рекламы в то время перед началом сеанса в кинотеатрах играл оркестр, выступали солисты, исполняя любимые народом песни.

О том, что один из лучших кинотеатров не только Николаева, но и республики - “Родина” - нуждается в спасении, со страниц газет заговорили в начале 90-х. Но если любители смотреть фильмы на большом экране предлагали сохранить его до лучших времен (Запад-то пережил равнодушие к кино – переживем и мы!), то другие николаевцы ратовали за поднятие уровня духовной жизни в Николаеве именно посредством преобразования кинотеатра “Родина” в областную филармонию.

Поклонники высокого искусства в период кризисного периода в кинематографе упорно доказывали нерациональность использования здания в качестве кинотеатра. Приводили цифры: если за январь 1991 г. “Родину” посетило 12,4 тысячи зрителей, то за январь 1992 г. - всего 4,8 тысяч.
“И это на добром десятке сеансов в день, в двухзальном кинотеатре на 1300 мест! В среднем на каждом сеансе бывает около 15-ти человек. Не слишком ли огромная роскошь – содержать за народные деньги огромный кинотеатрище, в котором один зритель восседает на 86-ти местах?” - съехидничал в “Южной Правде” Ю. Степаненко.

Этот же автор напомнил, что здание кинотеатра изначально проектировалось для театра оперы и балета, незначительное переоборудование зала (устройство концертной сцены, установка мягких кресел и нового освещения) преобразят его. В нем будут проходить концерты Николаевского эстрадно-симфонического оркестра, лучших художественных коллективов Николаева и Украины, гастролеров из России, Беларуси, Прибалтики, Средней Азии, Европы и Америки.

Ю. Степаненко уже видел, как имеющиеся служебные помещения и подвалы кинотеатра превращаются в раздевалки, репетиционные комнаты, гримерки... Но, как говорится, не сложилось.

В кинотеатр “Родина” его нынешний директор Ирина Богатырь пришла в начале 1980-х. Тогда это был ведущий кинотеатр города с лучшей аккустикой. Впрочем, это не помешало ему, как и остальным кинотеатрам страны, впасть в кризисный период, когда фильмы перестали сниматься и появились пиратские видеокопии, которые люди просматривали дома.
"Ситуация была достаточно сложной, но виделись пути улучшения. Особенно после “Титаника”, по которому мы оказались рекордсменами в Украине: на сеансах - одни аншлаги, а тогда это 300 мест на балконе и 700 в партере. Около тысячи человек! Учитывая, что до этого в кинотеатр вообще никто не ходил, и в городе они практически все закрылись, то получить такие результаты, опять напомнить о столь великолепном зрелище - массовом виде искуства - было просто замечательно! Мы поверили в свои силы, появился первый стерео-звук, возник интерес у молодежи – так кинотеатр стал возрождаться", - рассказывает И. Богатырь.

А вскоре, в 2004 году, возрождение в прямом смысле явилось в “Родину” – в образе фирмы с соответствующим названием, которая приватизировала кинотеатр, сделала в нем капитальный ремонт, техническое переоснащение, благодаря чему он стал соответствовать последнему слову техники, да и находиться в нем просто стало приятно.

Теперь здесь, говорит Ирина Николаевна, везде свой стиль: при входе – игра цвета, современный дизайн; на первом этаже – венецианская штукатурка, мебель и панно, как в старину; второй этаж - в стиле модерн.

Зрительский зал отремонтирован, в нем - мягкие испанские кресла. Их, кстати, стало меньше – 478, а не 700, как раньше, зато появилась вип-зона (диваны), сами кресла теперь широкие и удобные, увеличилось место для прохода.

Экран по-прежнему остается самым большим в городе, хоть его и уменьшили до размеров 17 м на 8 м (раньше было 19 м в длину, 11 - в высоту). Говорят, он второй по величине в странах бывшего СНГ. А еще здесь лучший в Николаеве звук, которому помогает замечательная акустика несостоявшегося оперного театра.

Все это и является преимуществами “Родины” перед современными многозальными кинотеатрами.
"Они имеют свою аудиторию, которой нравится небольшой зал, но с большим репертуаром. У нас большой экран и просторный зал – кто-то ценит именно это, остается верен Зрелищу, ведь чем больше экран, тем интереснее смотреть фильм, особенно если фильм со спецэффектами", - считает Богатырь.

Вцелом, отмечает она, кинотеатров в Николаеве более чем достаточно: другие рабочие города в Украине примерно нашего уровня имеют в два раза меньше кинотеатров.

Репертуар “Родины” за последние 30 лет практически не изменился, поскольку зависит он от продукта, который предлагают. Если раньше были комедии, боевики, триллеры, историческое, детское, семейное кино, мультфильмы, то и сейчас дистрибьюторы предлагают то же самое, только теперь это - современное кино.

Отметим, что в 1996 г. николаевцы жаловались на отсутствие хороших фильмов: лишь изредка удавалось заполучить такие кассовые ленты, как “Французская женщина”, “Лимита”, “Подмосковные вечера”. В качестве “идеологической таблетки” использовали фильм о проституции и наркомании среди подростков “Детки”.
"Возможно, в связи с о сложностью жизни сейчас очень востребованы комедии. Могу с гордостью за Николаев сказать, что большим спросом на протяжении многих лет пользуется историческое кино – масштабное и качественное. Интересны николаевцам и технические фильмы с набором “звезд”. Научная фантастика не пользуется спросом вообще, а вот фэнтези с элементами мистики и ужасов людям нравятся, - замечает Ирина Николаевна.

А что же филармония? Руководитель “Родины” считает, что она не смогла бы функционировать в столь огромном здании.
- Филармонические залы всегда очень маленькие по количеству посадочных мест – до 200. А здесь было 1000 мест. Кто посещает филармонию в таком количестве, да еще и регулярно?

Сейчас в доме, который строил Н. Лебедев, кроме кинотеатра “Родина”, находится Николаевская областная научная библиотека имени А. Гмырева и ночной клуб "Иллюзион". Не секрет, что в здании, расположенном на катакомбах, периодически появляются трещины, а в “Гмыревке” обваливается штукатурка. Но директор “Родины” утверждает, что установленные много лет назад “маячки” за последние годы увеличения размеров трещин не показывают. Это, плюс толщина стен и общая монументальность здания, позволяют надеяться, что кинотеатр еще долгие годы будет радовать горожан.

Здание николаевского кинотеатра "Родина" называли "красным домом"

По материалам сайта "Николаевский базар".
Поделиться:
Комментарии